12 июля 2012 г.

Сегодня в рамках вопрос дня обсуждается тема "Какие ПРАКТИЧЕСКИЕ меры может предпринять государство для того, чтобы продвигать Россию на мировом рынке как страну происхождения передовых технологий и качественных ИТ-услуг? Что можно сделать не на уровне разговоров, а в качестве целенаправленной политики?"

Во-первых, на мой взгляд, надо менять систему налогообложения. Так сложилось, что мы живем в стране с сырьевой моделью экономики, и налоговая система ей соответствует. Информационные и передовые технологии — это, прежде всего, люди. И значительную часть стоимости услуг в этой сфере (в отличие от добывающей отрасли) составляет зарплата и сопутствующие ей сегодня начисления. Это делает цены неконкурентными на мировом рынке. То же самое с НДС. ИТ-услуги — это добавленная стоимость, созданная на базе оборудования, ПО и технологий, которые входят в состав услуг. Если мы хотим, чтобы эта добавленная стоимость развивалась, налог с нее надо уменьшать или вообще убирать.

Второе. Чтобы Россия могла стать страной происхождения передовых технологий и качественных ИТ-услуг, государству надо стимулировать, в первую очередь, их внутреннее потребление.

США — самый крупный экспортер передовых технологий, но они и самый крупный потребитель передовых технологий, в первую очередь, на уровне государства. Все самое передовое они начинают с себя: сейчас, к примеру, это облачные технологи, сокращение дата-центров на государственном уровне... Это не только огромные государственные инвестиции, но и передовой опыт и экспертиза, которые потом можно продавать на мировом рынке.

Наше государство покупает ИТ, но доля услуг и проектов в этих закупках, в сравнении с США, значительно меньше. А государство должно фактически задавать тон на рынке и формировать его. Если продолжить столь популярную сейчас тему облаков, то надо отметить, что у нас государство пока масштабных проектов в этой области не объявляло. А надо, чтобы государство начало покупать передовые технологии раньше других участников рынка. И покупать в масштабах государства, а не в рамках отдельных ведомств или регионов.

И еще — государство все время пытается покупать услуги у государственных же компаний. Например, Национальная облачная платформа — Ростелеком.

Положим, они сумеют правильно распорядится этими деньгами и накопить экспертизу. Но мировой опыт показывает, что государственные компании менее эффективны, менее мобильны, менее агрессивны, чем коммерческие структуры. Вряд-ли они станут экспортерами передовых технологий.

Поэтому, когда государство изменит налоговую систему, чтобы стимулировать рынок ИТ-услуг, и решит покупать передовые технологии и ИТ-услуги, то оно должно покупать эти услуги на открытом рынке. Тогда за эти деньги в стране будут вырастать высокоинтеллектуальные, профессиональные частные компании, которые смогут экспортировать «передовые технологии и качественные ИТ-услуги».

За государством подтянется и коммерческий сектор, а поставщики ИТ-услуг накопят опыт продаж и внедрения этих услуг. И только после этого можно будет выводить отечественные ИТ-услуги на мировой рынок — раньше не получится: нельзя внедрить услугу у одного заказчика и сразу начать ее экспортировать.

Сергей Таран