24 мая 2016 г.

Большая часть нынешних и будущих потребителей облачных услуг знает, что облако – это аппаратная платформа (серверное и сетевое оборудование + система хранения данных) с надстроенной системой виртуализации и развернутым маркет-плейсом. В общем они правы, но после продолжительного общения с IT-специалистами и руководителями разного уровня выяснилось, что далеко не все участники обсуждения одинаково понимают, насколько применимы «облака» для тех или иных IT-задач. Предлагаю классифицировать «облака» для определения «границ применения» того или иного облака.

Для простоты дальнейших рассуждений можно представить, что термин «облака» нам не знаком и мы пытаемся понять, что же это такое. По запросу «облака» интернет-поисковик прежде всего выдаст много познавательной информации из школьного курса природоведения. Общеизвестно, что облака бывают кучевыми, перистыми, слоистыми, но не все помнят, что они еще и разделяются на ярусы в зависимости от высоты расположения. Возьмем это на вооружение и чуть позже используем в нашей классификации облачных технологий.

Сформулировав запрос более конкретно, мы найдем обширную информацию об истории создания облачных вычислений, о том, что именно может называться облаком и какими характеристиками это облако должно обладать. Там же можно найти модели развертывания и обслуживания.

В 2011 году Национальный институт стандартов и технологий США зафиксировал следующие обязательные характеристики «облака»:

  • самообслуживание по требованию;
  • универсальный доступ по сети;
  • эластичность;
  • учет потребления.

По модели развертывания различают следующие виды облаков:

  • частное облако;
  • публичное облако;
  • общественное облако;
  • гибридное облако.

Облака также различаются по модели предоставления услуг:

  • инфраструктура как сервис;
  • платформа как сервис;
  • ПО как сервис.

Можно углублять классификацию, но и на этом этапе становится очевидно, что все-таки не все «облака» одинаковые. Публичные облака отличаются и степенью эластичности (у каждого провайдера разные масштабы инфраструктуры), и продуктами, обеспечивающими самообслуживание и учет ресурсов (есть ПО разработки крупных вендоров, а есть опенсорсные решения, созданные своими силами). Также каждый провайдер выбирает свой путь развития IT-инфраструктуры «облака», что влияет на уровень доступности, набор сервисов и, как следствие, на конечную стоимость услуг для заказчиков.

Учитывая все эти соображения, «облака», представленные на рынке, можно разделить на определенные группы. Точнее, речь идет не о самих облаках, а о сервис-провайдерах, которые предоставляют услуги облачных вычислений. За основу нашей классификации возьмем принцип ярусов, которые упоминались чуть ранее.

Сервис-провайдер «нижнего яруса»

Назовем этот ярус нижним не из-за низкого качества сервиса, а из-за максимальной близости к потребителям – физическим лицам, которым необходимо небольшое количество ресурсов с низкой стоимостью, понятный интерфейс, возможность быстрого заказа услуг и их оплаты без кучи дополнительных бумаг.

Отсутствие подобных бумаг и низкая стоимость услуг, определяющие выбор клиентом сервис-провайдера, диктует архитектуру решения на этом ярусе. Чаще всего провайдеры находят дешевое оборудование (восстановленное, б/у), размещают в небольших серверных комнатах, объединяют серверы в единый пул ресурсов под управлением опенсорсного ПО, составляют оферту, разместив ее на сайте, и «облако» готово.

Достоинство провайдеров этого яруса – низкая стоимость услуг.

Недостатки определить не сложно:

  • нестабильная архитектура решения;
  • негарантированные параметры доступности;
  • отсутствие портфеля услуг (кроме IaaS, вы вряд ли что-то найдете в предложениях этих провайдеров);
  • отсутствие гарантированной и доступной поддержки (помогут, если смогут).

«Облако» такого провайдера подойдет для домашних нужд: хранения домашней фильмотеки или медиа-материалов или ресурсов для работы с большими объемами данных в графических редакторах, например. Для юридических лиц это, к примеру, может быть тестовая среда разработки на короткий период для небольших и не очень важных задач.

Сервис-провайдер «среднего яруса»

Здесь всё более серьезно: центр обработки данных, стандартизированная отказоустойчивая инфраструктура, процедуры выделения, удаления, изменения ресурсов и услуг унифицированы и зафиксированы в рабочей документации для администраторов. Отлажен механизм поставки одного и того же оборудования для развития «облака» за небольшие деньги – размер скидки у вендора достаточно серьезен, т.к. такие провайдеры обеспечивают большие объемы закупок. Программное обеспечение часто используют опенсорсное, но присутствует свой штат специалистов, которые готовы это ПО дорабатывать и оптимизировать.

Такие сервис-провайдеры нацелены в большей степени на рынок юридических лиц, но и физическим лицам не отказывают в обслуживании. Портфель их услуг строго зафиксирован, технические решения определены, развертывание сервиса происходит из согласованных шаблонов, которые не подлежат изменению.

Плюсы провайдера «среднего яруса»:

  • высокая отказоустойчивость инфраструктуры;
  • гарантированная доступность сервиса;
  • большой портфель услуг.

Минусы:

  • жестко зафиксированная архитектура «облака» не позволяет обрабатывать индивидуальные запросы, выходящие за рамки этих стандартов.

Облака провайдеров «среднего яруса» подойдут для размещения сервисов, не требующих большого количества ресурсов и имеющих стандартную архитектуру (требования к инфраструктуре четко определены и зафиксированы). Также хорошо размещать среду разработки, в которой безопасность хранения данных – не главное требование, т.к. как данных, требующих защиты, на этапе разработки в системе нет. Можно также использовать продукты из SaaS-портфеля провайдера, т.к. чаще всего портфель провайдеров этого яруса содержит самые востребованные офисные продукты.

Сервис-провайдеры «высокого яруса»

Такие компании обычно используют всё самое лучшее: ПО и оборудование от ведущих производителей, предоставляют максимальный набор дополнительных услуг, не ограничивающихся только облачными сервисами (поддержкой вашей системы в «облаке» и гарантией ее доступности): геораспределенные ЦОДы, каналы с защитой от DDoS-атак, показывают сертификаты, подтверждающие безопасность инфраструктуры и прочие свидетельства высокого статуса их обладателя.

Девиз провайдеров этого яруса можно сформулировать так: «Мы можем сделать всё, что угодно, вам необходимо только выбрать два пункта из трёх: быстро, качественно, дешево». Конечно, такой подход не позволяет им работать со всеми группами заказчиков. Обычно провайдеры «высокого яруса» нацелены на рынок крупных коммерческих структур и государственный сектор.

Плюсы:

  • индивидуальный подход к каждому заказчику;
  • гарантированные параметры SLA не только по доступности сервиса, но и по таким параметрам, как сроки реакции и решения обращений, производительность системы хранения данных и т.п.;
  • возможность реализации любого запроса и предоставления практически любой услуги.

Минусы:

  • чаще всего услуги сервис-провайдеров «высокого яруса» оказываются самыми дорогими.

Услугами провайдеров «высокого яруса» можно и нужно пользоваться, если вы хотите разместить в «облаке» бизнес-критичное приложение с высоким уровнем доступности и безопасности. Также к ним можно обращаться, если для вашей информационной системы разработчики не могут точно сформулировать требования к инфраструктуре или они настолько специфичны, что провайдеры «среднего» и, тем более, «нижнего» ярусов не могут их реализовать. Помимо этого, к представителям «высокого яруса» можно обращаться с любой самой замысловатой идеей и можно быть уверенными, что способ реализации идеи они предложат, но нужно быть готовым, что и цена может быть соответствующей идее.

Выводы

Спектр предложений облачных услуг сегодня очень широк, разные сервис-провайдеры имеют предложения для всех групп пользователей, начиная от учащегося в вузе или школе талантливого программиста заканчивая руководителем крупного банка, определяющего место размещения своей самой бизнес-критичной системы. Надеемся, что предлагаемый подход к классификации поможет вам найти подходящего провайдера.

Олег Коновалов,
руководитель направления облачных услуг
компании «Онланта» (ГК ЛАНИТ)

Еженедельник IT Weekly, www.it-weekly.ru/analytics/tech/84002.html