21 июля 2011 г.

Аутсорсинг информационной инфраструктуры является относительно молодым сегментом российскго рынка информационно-коммуникационных технологий, но за несколько лет своего существования уже успел пережить и взлет, и падение. Только сейчас показатели приблизились к уровню докризисного 2008 года. Что ждет в дальнейшем поставщиков и заказчиков услуг аутсорсинга, а также об основных подходах к ИТ-аутсорсингу в России рассказал TelecomDaily Сергей Таран, генеральный директор компании «Онланта».

- Сергей, как долго «Онланта» работает на рынке ИТ-аутсорсинга? С чего начинался ваш бизнес? И что за это время, на ваш взгляд, изменилось в самой компании и на рынке ИТ-услуг?

- «Онланте», если говорить о юридическом лице, скоро исполняется три года, хотя проект предоставления услуг ИТ-аутсорсинга мы начали чуть раньше. Идея создания специализированного направления в рамках холдинга ЛАНИТ возникла в 2007 году. Тогда ИТ-рынок бурно развивался, хотя причины по которым заказчик прибегал к ИТ-аутсорсингу в 2008 году заметно отличались от тех, что были во время кризиса 2009 г.

Кризис заставляет компании экономить, и мы надеялись, что ИТ-аутсорсинг будет активно развиваться. Но в реальности этого не произошло — заказчики в основном законсервировали свои ИТ-бюджеты. Тем не менее, в 2009 г. нам удалось заключить ряд контрактов, которые позволили компании продолжить развитие.

Когда кризис пошел на спад, рынок начал «выравниваться» и в 2011 году мы возвращаемся к рыночной ситуации 2008 года. Одной из главных причин перевода ИТ-инфраструктуры на аутсорсинг сегодня является недостаток ИТ-специалистов на рынке в целом. В 2008 году это было одним из существенных аргументов для компаний к переходу на аутсорсинг: информационные технологии должны развиваться вместе с бизнесом, а людей, которые могли бы обеспечить это развитие, часто нет, найти их трудно, их зарплаты растут. Именно к этой логике рынок сейчас возвращается.

- То есть вы видите восстановление спроса на услуги после кризисного периода?

- Да, совершенно точно - по количеству заключенных сделок и потенциальных продаж мы видим существенный рост интереса заказчиков именно в 2011 году.

- Кто является вашими основными клиентами: средний, малый бизнес, крупные предприятия? Сегментированы ли ваши предложения соответствующим образом?

Сегмент, который мы видим для себя основным – это средний и крупный бизнес. Принципиальное отличие между ними состоит в том, что для предприятий средних размеров существуют практически готовые решения, а работа с крупным бизнесом всегда подразумевает индивидуальный подход. ИТ-системы у крупных компаний, как правило, имеют сложные архитектуру и функционал. И требования такого бизнеса к доступности и надежности ИТ-систем очень высоки. Для среднего бизнеса такие запросы менее актуальны.

Малые предприятия вне рамок нашего внимания, поскольку используют более простые ИТ-инфраструктуры. Наши возможности просто не находят применения в этой среде.

- Как вы находите клиентов? Помогает ли в этом ЛАНИТ или в большинстве случаев вы обходитесь собственными усилиями?

- Возможны оба варианта. Помощь нашей материнской компании, обычно проявляется в крупных проектах, где участвует ЛАНИТ и встает вопрос об аутсорсинге. Такие запросы обычно передаются в «Онланту».

Тем не менее, поскольку наши услуги интересны и среднему бизнесу, мы ведем собственную активную работу по поиску и привлечению клиентов. В основном мы используем традиционные каналы распространения информации: довольно много печатаемся в отраслевых изданиях, сделали хороший сайт с описанием услуг, пользуемся социальными сетями, а также проводим семинары и участвуем в отраслевых мероприятиях. В общем, стараемся активно информировать сообщество о своих возможностях.

- На ваш взгляд, насколько сейчас сильна конкуренция на российском рынке ИТ-аутсорсинга?

- Рынок достаточно конкурентный. Все ведущие ИТ-компании декларируют, что они занимаются аутсорсингом и предоставляют облачные сервисы. Долю же рынка измерить на сегодняшний день очень сложно. Одна из трудностей состоит в том, что существует целый ряд компаний, которые можно считать частью рынка ИТ-аутсорсинга, лишь с некоторой натяжкой. Например, дочерние структуры крупных холдингов. Часто они оказывают услуги аутсорсинга, причем в очень больших объемах, но только своей материнской компании.

Кроме того, сервисные контракты существуют на рынке много лет, но исторически большинство из них связаны с поддержкой техники, ее ремонтом и так далее. Возникает вопрос: рассматривать ли их как ИТ-аутсорсинг? Я склоняюсь к тому, что это, все-таки, именно сервисная поддержка. А многие участники рынка такие услуги включают в общий объем аутсорсингового бизнеса, и создают путаницу при определении реальных объемов услуг. Мы находимся в десятке крупнейших игроков рынка ИТ-аутсорсинга. Назвать точные цифры я не готов.

- Кто ваши основные конкуренты? Кого вы причисляете к лидерам на рынке аутсорсинга?

- Активных игроков на рынке аутсорсинга можно разделить на две категории. Первая - иностранные компании, которые уже давно присутствуют на мировом рынке и сейчас пытаются сделать бизнес в России. Наиболее активны в этом плане HP и Siemens, также стоит упомянуть выход на российский рынок скандинавской Tieto. Если говорить о российских компаниях, то все основные ИТ-компании предоставляют услуги аутсорсинга в различных объемах. Именно они имеют наибольший успех на рынке. Это связано с тем, что все крупнейшие игроки работают с «большими» заказчиками, поэтому у них и возникают самые масштабные проекты. В этом ряду можно назвать IBS DataFort, КРОК, «АйТеко», «АйТи», АМТ Групп, «Микротест», «Техносерв», «Синтерру» и других.

- Насколько вам интересна экспансия в регионы? Работает ли «Онланта» на федеральном уровне?

Наши заказчики, которые имеют территориально распределенный бизнес, хотят, чтобы мы обеспечивали техническую поддержку их ИТ-инфраструктур по всей стране. Сейчас «Онланта» представлена во всех региональных центрах через партнеров, с которыми у нас заключены действующие соглашения SLA, и они оказывают данные услуги для наших заказчиков. Но большую часть работы мы стараемся делать сами. В частности, диагностика и удаленное решение проблем – то, что мы сервисным партнерам не делегируем.

Кроме того, подразделения «Онланты» есть в Нижнем Новгороде, Твери и Пензе. Поскольку существует дефицит ИТ-кадров, мы открываем ресурсные офисы в регионах. Там мы находим хороших специалистов, заинтересованных в долгосрочных отношениях с работодателем, и это позволяет обеспечивать высокое качество услуг. При этом уровень цен в регионах ниже московских - таким образом мы можем сформировать более комфортные цены на наши услуги.

- Можете ли вы назвать три основные услуги, которые наиболее востребованы у ваших клиентов?

- Я бы назвал следующие услуги: поддержка пользователей, управление и поддержка ИТ-инфраструктуры компании, а также все виды облачных сервисов, к которым мы причисляем и хостинг.

- Если взять объем выручки компании «Онланта», как можно охарактеризовать долю облачных сервисов?

- Сейчас доля облачных сервисов в общей выручке перевалила за 50%. Мы включаем сюда и корпоративный индивидуальный виртуальный хостинг, который строится под клиента. Там используются те же технологии, что и в традиционных услугах хостинга – виртуализация, изменение мощности по потребностям, но опции настраиваются индивидуально. Сейчас у нас много довольно крупных проектов такого типа.

- Как вы считаете, как скоро облачные сервисы в России станут нормой, а не технологическим новшеством, как правило, понятным только узкому кругу ИТ-посвященных?

- У меня нет фактов для того, чтобы сделать точный прогноз. Но по ощущениям на это потребуется два-три года. Сейчас облачные услуги в России обладают сверхвысокой новизной, и ими интересуются в основном те, кто вообще выбирает инновации. Через два-три года их использование, может, и не станет массовым, но по крайней мере они войдут в круг общеприменимых технологий.

www.tdaily.ru/news/interview/21327