Как меняется рынок DRaaS
DRaaS 2023: что нового
Возможности DRaaS в последние годы значительно расширились. Если раньше реализация подобного сервиса для заказчика означала дорогостоящий проект с закупкой оборудования, лицензий, настройкой сложных интеграций, то сейчас развитие облачных DRaaS-сервисов позволяет запускать подобные проекты буквально в течение считанных часов с приемлемыми для большинства компаний параметрами SLA в части RTO\RPO и высоким уровнем надёжности.
Конфигурация сервиса может быть абсолютно любой, в зависимости от целей и исходной архитектуры заказчика: с площадки заказчика в облако или обратно, между двумя разными облачными провайдерами. Благодаря географическому распределению нескольких собственных площадок и изоляции инфраструктур почти все крупные игроки рынка предлагают возможность организации катастрофоустойчивого DRaaS прямо внутри своего облака.
Сохраняется возможность реализации индивидуальных проектов с низкоуровневой синхронной репликацией данных и фактически нулевыми RTO и RPO для особо критичных бизнес-систем.
Заказчик, со своей стороны, полностью управляет услугой благодаря тарификации по модели Pay-as-you-Go и заключенному SLA с сервис-провайдером, в котором фиксируются все ключевые параметры услуги и ответственность, в том числе финансовая, которую несёт провайдер.
Тенденции импортозамещения
Процессы существенно ускорились за последний год вместе со спросом на соответствующие продукты. Это побуждает всех игроков рынка пробовать свои силы в этом направлении, правда, с разной долей успеха. Но все понимают одно – переход на отечественные решения на нашем рынке будет одним из самых востребованных трендов в ближайшие несколько лет.
Технологический стек российских вендоров достаточно зрелый и уже сейчас имеет все необходимые инструменты для организации практически любого XaaS-сервиса и реализации его базовых потребностей. Анализ дорожных карт различных продуктов даёт вектор на расширение функционала, повышение отказоустойчивости и поиск возможностей более тонких настроек и оптимизации потребляемых вычислительных мощностей.
Однако очевидных технологических лидеров у нас пока не появилось. Сохраняется высокий уровень конкуренции. Поэтому основной задачей для сервис-провайдеров сейчас можно считать правильный выбор вендоров и технологических партнёров в условиях, когда действительно есть из чего выбрать.
Применение российского ПО и «железа» для реализации сервисов аварийного восстановления
Многие разработчики российских платформ предлагают сервисы аварийного восстановления «из коробки». Например, решение от VK Cloud позволяет развернуть DRaaS-сервисы с удобными инструментами управления, а Скала-Р - построить полноценный метрокластер с удалённостью площадок до 40 км.
Основная проблема, с которой сталкиваются те, кто уже сейчас готов полностью перейти на российское ПО, - кроссплатформенная совместимость этих решений. В условиях высокой конкуренции и отсутствии на данный момент очевидных лидеров среди отечественных платформ выбор возможных вариантов реализации катастрофоустойчивой инфраструктуры существенно сужается, часто до единственно возможного варианта – организации DRaaS внутри облака одного сервис-провайдера, у которого в портфеле имеются российские продукты, географически разнесённые изолированные площадки и соответствующие компетенции.
На рынке также имеются достойные линейки серверного оборудования таких вендоров, как F+, YADRO, QTech, «Аквариус» и другие, способные закрыть любые потребности как частных ИТ-инфраструктур так и облачных провайдеров.
В первую очередь DRaaS обеспечивает уверенность в завтрашнем дне. Бизнес может спокойно заниматься своими основными функциями: расширением линейки продуктов, продажами, маркетингом и т.д., зная, что его ИТ-инфраструктура защищена от любых сбоев.
Во-вторых, современный подход к DRaaS-сервисам позволяет не держать в своём штате дорогих экспертов, а полностью доверить сервис-провайдеру и его команде запуск, настройку и эксплуатацию системы. При этом бизнес получает всю необходимую отчётность о функционировании своих систем катастрофоустойчивости ИТ-инфраструктуры, не теряя их из виду.
В-третьих, бизнес получает прозрачность расходов и управляет стоимостью владения своей ИТ-инфраструктурой, своевременно реагируя на текущие изменения.
И наконец, DRaaS-сервисы позволяют избежать больших капитальных вложений (CAPEX) и перевести все расходы в операционные (OPEX). Что особенно актуально в условиях постоянно изменяющихся условий.
Кейсы Онланты
Один из успешных примеров построения катастрофоустойчивой инфраструктуры на базе облачных сервисов: кейс группы «Ренна» и компании «Онланта».
ИТ-инфраструктура заказчика разнесена на две площадки в облаке «Онланты» – основную и резервную. Репликация данных группы компаний осуществляется на резервную площадку. Перевод виртуальных машин в боевой режим на резервную площадку производится в случае недоступности основной. Этот переход осуществляется за короткий срок, который заранее согласован с заказчиком. Специалисты «Онланты» осуществляют плановое тестирование развертывания ИТ-инфраструктуры в резервном ЦОД для того, чтобы заказчик получил уверенность, что резервная площадка будет функционировать в случае нештатной ситуации.
Ещё один пример с совершенно другим технологическим решением в портфеле «Онланты» - проект с одним из крупных автодилеров. Для заказчика построено приватное облако на базе двух географически разнесённых площадок: ЦОД заказчика и «Онланты» с полноценным метрокластером на уровне СХД и системы виртуализации. Это позволяет обеспечить требования заказчика к полному отсутствию потери данных в случае катастрофы на основной площадке и практически мгновенному запуску сервисов на резервной площадке.