SaaS на практике. Что обычно не учитывает заказчик.
О преимуществах SaaS-модели приобретения ПО сказано много, но иногда приходится сталкиваться с некоторым недопониманием со стороны потребителей – какие именно компоненты входят в SaaS-модель. В этой заметке мы попробуем раскрыть составляющие SaaS-решения и снять это недопонимание.
SaaS – это не только прикладной программный продукт с определённой функциональностью:
- Это ещё и платформа – вычислительные мощности + системное программное окружение - архитектура и решение которой должны в соответствии с SLA обеспечивать заданную производительность и доступность с учётом количества пользователей, безопасность и разделение доступа. А также - исключить возможность влияния работы одних пользователей на других.
- Это «площадка», на которой размещается платформа. Для обеспечения доступности сервиса важно, чтобы инфраструктура ЦОДа, который предоставляет эту «площадку» была максимально качественной и надёжной.
- Это каналы связи. Они должны обладать достаточной пропускной способностью, быть задублированными.
- Это защита. Защита должна оградить пользователей сервиса не только от вторжения и кражи их данных, но и от других типов атак, влияющих на производительность прикладного ПО.
- Это биллинг – заказчик должен в автоматическом режиме в любой согласованный период времени получать счета на оплату за использованный объём сервиса: количество лицензий, пользователей, время пользования сервисов и т.д.
- Это команда техподдержки, которая обеспечивает работоспособность всего этого комплекса. Обладающая целым набором компетенций – от поддержки ИТ-инфраструктуры до консультаций пользователей по работе с ППО.
Сочетание всех перечисленных элементов SaaS-решения и позволяют реализовать тот ряд преимуществ, которые даёт заказчику приобретение прикладного программного обеспечения по модели SaaS, и в том числе, следующие:
- Заказчик получает доступ к продукту и ему не нужно создавать и сопровождать технический комплекс, обеспечивающий работу этого продукта. При этом исполнитель гарантирует доступность непосредственно прикладного ПО и несёт за это финансовую ответственность;
- Заказчику не нужно не только управлять вычислительными ресурсами, но и беспокоиться об их использовании в случае недозагрузки - это забота сервис-провайдера. Заказчик при модели SaaS оплачивает только реально потреблённый сервис;
- Масштабируемость и гибкость SaaS-решений позволяют увеличивать и уменьшать потребление сервиса в любой момент времени и на любой период;
- Низкая цена управленческой ошибки. Купив ППО по модели SaaS, которое оказалось невостребованным или не соответствует потребностям, от него можно отказаться в любой момент, не теряя при этом времени и денег.