«Есть ощущение, что все ЦОДы пытаются обойтись имеющимся набором услуг и предложат новые, только если рынок «рванет»»
Ситуация на российском рынке ЦОДов в последние годы менялась довольно быстро: ажиотажный спрос , избыток предложения, экономический кризис, сворачивание и реанимация проектов. В общем, скучать не приходится ни клиентам, ни провайдерам, ни строителям дата-центров.
ИКС: Каковы были главные тенденции развития рынка услуг коммерческих дата-центров за последние год-два? Произошло ли количественное и качественное изменения спроса на услуги ЦОДов премиум-класса и «ИТ-сараев»?
Алексей Черевков, руководитель группы по развитию и поддержке услуг дата-центров, МегаФон: На российском рынке, на наш взгляд, сейчас наблюдаются две тенденции. Первая - это превышение предложения над спросом в сегменте низкоуровневых ЦОДов. А вторая - превышение спроса над предложением в сегменте крупных корпоративных клиентов, предъявляющих достаточно высокие требования как к самому дата-центру, так и к уровню обслуживания клиентов ЦОДа.
Валерий Корниенко, руководитель по развитию сервисного бизнеса, IBM в России и СНГ: Рынок коммерческих дата-центров за последние два года полностью сложился. Произошло насыщение рынка “ИТ-сараев”, заказчики начинают понимать, что центры обработки данных должны отвечать определенным наборам требований. Они знакомы с классификацией Uptime Institute и стремятся к тому, чтобы ЦОДы ей соответствовали и т.д. Гораздо большим спросом пользуются услуги ЦОДа премиум-класса. Потребности в площади у дата-центров премиум-класса гораздо меньше, чем для “ИТ-сараев”. Это связано с тем, что в ЦОД премиум-класса устанавливаются такие приложения, как ERP, а они не требуют большого количества стоек.
Мария Мурашева, руководитель отдела по работе с заказчиками, «Онланта»: Мне кажется, что на рынке услуг ЦОДов за год ничего не изменилось. Хотя и появились новые ЦОДы, но принципиально они не отличаются от уже действующих. Есть ощущение, что все ЦОДы пытаются обойтись имеющимся набором услуг и предложат новые, только если рынок «рванет». Цены на услуги ЦОДов и каналы передачи данных немного выросли. В то же время новые услуги, особенно с применением виртуализации, появляются чаще в том случае, если их создают интеграторы на базе дата-центра. Большинство ЦОДов выступают в роли арендодателей — сдают площади и стойки и мало интересуются тем, какие услуги на них развертывают провайдеры или интеграторы.
Василий Аникушин, руководитель отдела подготовки коммерческих решений, «Онланта»: Рынок услуг ЦОДов за последние пару лет изменился. Об этом свидетельствует ажиотаж вокруг облачных услуг, которые строятся на базе дата-центров. Наиболее заметен рост спроса на услуги ЦОДов премиум-класса со стороны клиентов из крупного бизнеса. Но определяется эта тенденция не столько масштабами бизнеса, сколько тем, насколько критичен для заказчика параметр доступности информационных систем. Многие ЦОДы заявляют о классе надёжности Tier III, хотя на самом деле этому классу не соответствуют. Можно такте отметить, что цены на каналы передачи данных снижаются, но в результате роста цен на электроэнергию стоимость услуг может расти. Сейчас российские дата-центры уже предлагают заказчикам новые услуги на основе концепции облачных вычислений, например, хостинг инфраструктуры (IaaS) и программного обеспечения (SaaS).
Борис Гехтман, архитектор комплексных инфраструктурных решений Linxdatacenter: Рынок проходит очередную фазу становления, по аналогии с такими же процессами в Европе и США. Процесс сегментации активно набирает ход, уже появился целый класс заказчиков, требующий максимально качественные услуги ЦОД, своего рода премиум-сегмент.
Антон Платонов, генеральный директор, STOREDATA: На данный момент можно сказать, что рынок стабилизировался и двинулся вверх после провального 2008 года. Теперь заказчики достаточно часто запрашивают установку довольно большого по российским меркам количества стоек - 50 до 200 штук. Рост количества дата-центров сейчас немного замедлился, но, тем не менее, стали появляться проекты по созданию очень больших дата-центров площадью от 2 до 6 тыс. кв. м, что является хорошим показателем для отечественного рынка и указывает на то, что инвесторы готовы вкладывать средства в развитие данного рынка.